+7 (495) 959-77-78
avtoshop@interavto.ru

Расшифровка моторного масла: как правильно читать маркировку

https://www.traditionrolex.com/3

Расшифровка моторного масла: как правильно читать маркировку
На этикетке каждого моторного масла присутствует маркировка, в которой зашифрована важная информация. Эта информация касается как характеристик продукта, так и его назначения. Иными словами, маркировка содержит в себе классификацию моторного масла. Каждая цифра и буква в названии моторного масла обозначает что-то конкретное. 

Понимание маркировок нужно, чтобы не испытывать трудности каждый раз, когда необходимо правильно подобрать моторное масло. В первую очередь, следует ориентироваться в международных стандартах качества и тех условных обозначениях, которые в них используются.

Совсем не обязательно знать все стандарты на зубок – достаточно запомнить общие моменты и закономерности, которые и позволят расшифровать искомую информацию о конкретном продукте.

Что пишут на этикетках моторных масел?

На канистре с моторным маслом производитель, как правило, помещает следующую важную информацию:

  1. Классификация по вязкостно-температурным свойствам, или попросту вязкость.
  2. Классификация по эксплуатационным свойствам, или спецификация, в соответствии с принятыми международными стандартами качества.

Эти два параметра фигурируют на самом видном месте этикетки, рядом с брендом и названием автомасла. Не заметить и не прочесть их трудно.

В целях маркетинга производитель (продавец) может поместить на этикетку и т.н. псевдомаркировку – маркировку, не являющуюся общепринятой, а придуманную для привлечения внимания потребителей. Такой псевдомаркировкой может быть, например, фраза «С добавлением умных молекул» и т.п. Но в данной статье мы рассматриваем только обязательные и общепринятые обозначения.

Вязкость моторного масла по SAE

В настоящее время единственной признанной системой классификации автомобильных моторных масел по вязкости является спецификация SAE J300. SAE - это аббревиатура Общества автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers).

Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade – SAE VG). Численные значения степеней являются обобщенными символами комплекса вязкостных свойств.

Согласно SAE, масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Принадлежность к одному из этих классов можно вычислить по буквам и цифрам на этикетке.

Так, зимние моторные масла обозначаются одной цифрой и буквой W (первой в английском слове winter – «зима»). Зимних масел всего шесть видов: 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Для этих масел существует температурный предел прокачиваемости в холодных условиях – минимальная температура, при которой возможен безопасный пуск двигателя. Вязкости масла с индексом W означают, что запуск двигателя возможен при следующих температурах:
• 0W – до –35-30°С;
• 5W – до –30-25°С;
• 10W – до –25-20°С;
• 15W – до –20-15°С;
• 20W – до –15-10°С.

Летние автомасла помечаются только цифрой – 20, 30, 40, 50, 60. Всего летних масел также шесть видов. (Исторически так сложилось, что два вида масла имеют цифру 40.)

Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, например, 0W-30, 5W-40. Первый номер, как в зимних маслах, указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует безопасный пуск двигателя.

Вторая цифра – это обобщенный показатель минимальной и максимальной вязкости масла при температурах 100-150°С (в работающем двигателе). Чем больше это число, тем толще масляная пленка в контактирующих узлах двигателя, а топливосберегающие свойства – наоборот, ниже.



Если взять, к примеру, смазочные составы 0W30, 5W30 и 10W-40, то получается следующая картина:

Моторные масла, имеющие обозначения 0W30 и 5W30, – это масла одной высокотемпературной вязкости. Но в холодных условиях они поведут себя по-разному. Моторное масло с вязкостью 0W30 сохранит свои свойства при предельной минимальной температуре –35°С, а для моторного масла 5W30 этот предел наступит уже при –30°С.

В свою очередь, моторное масло 10W-40 будет сохранять свои свойства при температуре не ниже –25°С. Однако в работающем двигателе это масло более густое, т.е. образует между трущимися поверхностями более прочную пленку. Такое масло рекомендуется для авто с большим пробегом, с достаточно изношенным двигателем, в котором зазоры между деталями могут быть значительными из-за истертости.

Классификация моторных масел по международным стандартам качества

Существуют международные стандарты моторных масел, разработанные для всеобщего удобства. Эти стандарты отображены в различных классификаторах. На сегодняшний день существуют несколько классификаций, обозначающих высший стандарт качества:

1. API. Система классификации моторных масел, разработанная в 1969 году Американским институтом нефти. Разделяет все автомасла по эксплуатационным свойствам. По системе API установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:

S (Service) – моторные масла для бензиновых двигателей. В настоящее время действующими считаются категории SJ, SL, SM, SN.

C (Commercial) – моторные масла для дизельных двигателей. В настоящее время действующими считаются категории CH-4, CI-4, CJ-4, CK-4

EC (Energy Conserving) – энергосберегающие маловязкие масла, т.е. уменьшающие расход топлива.

Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Цифры рядом с буквами (например, CJ-4) указывают, в каком двигателе данное масло применимо – 2-х или 4-тактном.

Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа (дизельного). Например: API SM/CF.

2. ACEA. Стандарт качества, введенный Европейской ассоциацией автопроизводителей. Масла, сертифицированные по ACEA, считаются лучшими в плане энергосбережения и вязкости.

Моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию и обозначаются сочетанием букв «А/В». Рядом с буквами ставится определенная цифра, например A3/B3. Чем больше эта цифра, тем выше требования к маслу.

В связи с нововведениями в европейских требованиях к экологии, выделяют также класс С. Дополнительным классом Е обозначают моторные масла для тяжелого транспорта.

3. ILSAC. Классификатор, введенный Международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел на базе Американской и Японской ассоциаций производителей автомобилей (ААМА и JAMA). От имени комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей:
  • ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 – отменены;
  • ILSAC GF-5 – действующий в настоящее время стандарт.

Для японских дизельных автомобилей существуют моторные масла стандарта JASO DX-1. Данная спецификация учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных японских турбодизелей, характеризующихся экологичностью и высоконагруженностью.

Отечественные масла также проходят обязательную сертификацию по ГОСТ, и в маркировке масла значится вязкость в мм2/с, при температуре 100 °С.

Надеемся, данные пояснения помогут вам лучше ориентироваться в ассортименте моторных масел в интернет-магазине «АВТОШОП» и не испытывать трудностей при прочтении описаний к имеющимся у нас товарам.

Читайте также про допуски моторных масел и их обозначения на этикетках продукта!
20.09.2017

Возврат к списку

https://www.traditionrolex.com/3